Espania Mania

Ненормально нормальный сюрреалист Хоан Миро (Joan Miro)

Хоан Миро – нестандартный сюрреалист. Он был ненормально нормальным для сюрреалиста. Его биография разительно отличается от стандартной биографии гения: страдания, нищета, забвение, безумие…
Конечно, признание нашло его не сразу, однако в списке гениальных сумасшедших имя Хоана Миро не значится.

Сын часовщика, Миро родился и вырос в Барселоне. И правильнее было бы назвать его именно каталонским художником, ибо его родная земля всегда оказывала на него огромное влияние. Юный Хоан не проявлял особых таланов в учении, но он всегда любил рисовать. Это увлечение отнимало все его свободное время, а позднее, несмотря на сопротивление родителей, стало делом его жизни.

Оно как-то даже спасло будушему художнику жизнь. После того, как по настоянию родителей Миро поступил на бухгалтерских курсы, он сильно и серьезно заболел. Испугавшись за жизнь сына, родители отменили свое решение и разрешили Хоану продолжить посещать занятия живописью в высшей школе изящных искусств Сан Хорхе в Барселоне. Восстанавливать силы Миро отправился на ферму в Монтре (это место, эти земли, их влияние следует лейтмотивом через все творчество, через всю жизнь Хоана Миро). Сюда он «сбегал», когда провалилась его первая, а затем и вторая выставка. Земли родной Каталонии всегда придавали ему сил, питали и вдохновляли Миро. Именно земли Каталонии вдохновили его на создание картины «Ферма» (1921-1922). Это полотно огромных размеров приобрел в свою коллекцию Эрнест Хемингуэй.

В 1920 году Миро знакомится с Пабло Пикассо, Андре Бретоном, Мануэлем Грау, Энриком Рикаром. В том же году Миро переезжает в Париж.

В 1925 году Хоан Миро вливается в движение сюрреалистов, Андре Бретон (основатель Сюрреализма) описывал его как «наибольший сюрреалист из нас всех». Годом раньше был издан знаменитый «Манифест Сюрреализма» (издал его тот же Бретон), который оказал сильное влияние на Хоана Миро. Одним из основных принципов, упоминавшихся в манифесте, был принцип использования бессознательных образов, сновидений. Как позже признавался сам художник, описывая создание одной из самых знаменитых своих картин «Карнавал» (Harlequin’s Carnival 1924-1925): «Как я придумываю сюжеты для своих картин? Ну, вечером я прихожу в мою парижскую студию, на Rue Bloment, и ложусь спать, иногда даже не ужиная. Я вижу различные предметы, и я зарисовываю их в блокнот. Я увидел образы на потолке…»

Миро восхищался детскими рисунками, ценил непосредственность детского творчества. Воображение художник черпал из снов, галлюцинаций и «использовал реальность, как отправную точку».

В 1940 году, после взятия Парижа, Миро с семьей возвращается в Испанию.В 1948 году состоялась выставка в галерее Маг, одна из самых важных в жизни Миро. В 1949 еще одна, в родной для художника Барселоне. К нему наконец приходит истинное признание, а вместе с ним и деньги. В 1955 году Миро получает крупный заказ от ООН на роспись двух стен в Париже (панно День и Ночь в здании ЮНЕСКО), а в 1958 художник получает гран-при от художественного фонда Гуггенхейма, именно за эту работу. В 1961 году - создание панно из керамики для Гарвардского университета. В 1967 году Хоан Миро получает премию за вклад в живопись. В 1976 году в родном его городе открывается фонд Хуана Миро (Fundacio Joan Miro) (Placa Neptu, s/n, Parc de Montjuic, Barcelona). Здание фонда – творение одного из лучших испанских архитекторов Жозефа Луиса Серта (он же проектировал дом Миро на Майорке).

Миро приобрел участок земли на Майорке, где построил свои дом и мастерскую. Там он и провел последние 37 лет. Там же, в Пальма де Майорка он и умер 25 декабря, в возрасте 90 лет.

Хоан Миро оставил после себя огромное количество картин, скульптур, рисунков и коллажей. Он до сих пор остается одним из самых продаваемых испанских художников. Хотя правильнее было бы называть Миро каталонским, а уже потом испанским художником. Ибо он никогда не терял связи с родной землей, которая всегда давала ему силы и вдохновение.

Хоан миро похоронен в Барселоне, на кладбище Монжуик.